info@nelainform.ru
(925) 140-8883
(925) 140-8884
(985) 77-333-18
Вы выбрали ,
на сумму
Оформить заказ

История охраны труда в России

В период правления Петра I в России были освоены новые районы промышленного производства, создавались мануфактуры, заводы и фабрики. Работали на заводах крепостные крестьяне, «приписанные» к заводу и вынужденные часть года работать там, а также беглые, бомжи и уголовники. Труд на заводах и фабриках был тяжелым и опасным, рабочие часто погибали.

Правовых норм и стандартов по охране труда, защиты прав работников в России в тот период не существовало, однако многие прогрессивные люди задавались вопросом «Как сделать труд рабочих безопасным?». Одним из первых изучать вопросы безопасности труда стал выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. В его труде «Первые основания металлургии или рудных дел» рассмотрены различные вопросы безопасности и гигиены труда, принципы организации труда и отдыха, надежность различных технических приспособлений и т.д.

В 1734 году, во время правления императрицы Анны Иоанновны, на фабриках был учрежден надзор за условиями труда, который осуществляли комиссары и обер-комиссары.

В 1744 году был издан закон, регулировавший работу на фабриках и заводах и ограничивающий время ночной работы.

В 1835 году появилось Положение «Об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми», а в 1845 году - Положение «О воспрещении фабрикантам назначать трудовые работы малолетним работникам младше 12 лет». Эти два положения можно назвать первыми нормативными актами, началом будущего трудового законодательства России.

В это же время была сделана первая попытка проанализировать случаи производственного травматизма. В 1843 году в журнале Министерства внутренних дел Российской империи вышла статья «Смертность от неосторожности, исчисленная по всей России за 1842 г.», в которой были описаны причины гибели людей и взаимосвязь причин гибели с деятельностью пострадавших.

В 1859 году в Петербурге была создана комиссия, регулирующая производственные процессы на фабриках и заводах. Тогда же было принято решение об издании свода правил предупреждения увечий на фабриках и заводах для безопасности труда.

В 1882 г. появился закон, запрещающий допускать к работе детей младше 12 лет. Также был введен 8-часовой рабочий день для подростков 12-15 лет и запрет на ночную работу для подростков младше 15 лет. В законе имелось указание об организации надзора за его исполнением: был создан специальный институт фабричной инспекции.

Первоначальной целью создания фабричной инспекции был надзор за соблюдениями требований охраны труда по отношению к малолетним работникам. В дальнейшем число функций фабричной инспекции увеличивалось. В обязанности фабричного инспектора входило утверждение договоров найма, форм расчетных книжек, разработка правил внутреннего распорядка, утверждение табелей и расценок заработной платы, цен в продуктовых лавках и многое другое. Фабричный инспектор имел право привлечь к суду виновного в каких-либо нарушениях. Инспектор занимался сбором и анализом статистических данных о распределении рабочего времени, участии женщин и детей в промышленности, условиях труда, заработной плате. В 1892 году к обязанностям фабричных инспекторов был добавлен надзор за паровыми котлами, периодическое их испытание на надежность, проверка и испытание подъемных механизмов.

Большое значение имели личные качества фабричных инспекторов. Министр финансов С.Ю. Витте при издании закона 1886 года в своем обращении к фабричным инспекторам писал: «При нравственном авторитете разумный совет фабричного инспектора, его толковые указания сделают больше, нежели применение кары за нарушение законов».

В 1885 году ввели запрет на ночную работу для подростков до 17 лет и для женщин. На текстильных предприятиях запрещается допускать к любой работе детей и подростков.

В 1886 появляются новые законодательные акты, вводятся определенные правовые взаимоотношения между предпринимателями и рабочими, регламентируется право наложения штрафов. По правилам, штрафом облагались неправильные приемы работ, и беспричинные прогулы. На каждом предприятии назначался ответственный перед органами надзора – судом и фабричным инспектором – за нарушение требований охраны труда. Увеличивается штат фабричной инспекции. В 1897 году появляется закон «Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности», который вводит ограничение рабочего дня для всех рабочих.

В 1899 году было создано «главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие» при министерстве торговли и промышленности – высший орган управления охраной труда в то время. Издавались специальные санитарные правила для ртутных рудников, работ со свинцом и хромпиком, а также общие санитарные технические постановления.

После Октябрьской революции в 1917 году был создан народный комиссариат труда, а при нем – отдел охраны труда. В июле 1918 года народный комиссариат труда объединился с отделом социального страхования. После слияния комиссариатов в единый «наркомтрудсобес» был организован самостоятельный отдел социальной охраны труда («центроохрантруд») с соответствующими подотделами на местах, для которого 23 января 1921 года было принято специальное положение.

В следующие годы комиссариатом труда был разработан список вредных производств и профессий, изданы общие и специальные постановления о содержании и устройстве предприятий, установлены первые общесоюзные санитарные нормы, нормы искусственного освещения промышленных предприятий, созданы специальные виды инспекций (техническая и санитарная). Было законодательно запрещено применение свинцовых белил в большинстве малярных работ, ртути и ее соединений в производстве фетровых изделий, мышьяка в типографском деле и т.д. Во всех вредных и опасных производствах введена выдача специальной одежды.

Так началось становление охраны труда в России. Развитие охраны труда продолжается и сейчас, охрана труда объединяется с различными отраслями науки, появляются новые стандарты и технологии, проблемы охраны труда приобретают государственный масштаб. Так в октябре 2010 году на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России президент России Д.А.Медведев подчеркнул, что современной российской экономике нужна стройная и реально действующая система технического регулирования, поэтому необходимо активизировать работу в сфере технического регулирования и определить профильное ведомство, которое будет заниматься вопросами стандартов безопасности производства и охраны труда.